Художественная артикуляция фасадов

Художественная артикуляция фасадов

Аннотация.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с архитектурой и визуальной артикуляцией. Фасадная графика – относительно новое явление, возникшее за последние два десятилетия. Некоторые из используемых методов реализации рисунков известны уже давно. Часть из них восходит к витражам (например, техника ручного нанесения эмали), часть связана с уже известными приемами мастерской графики (трафаретная печать). Одним из последних технологических достижений является разработка технологии цифровой печати. Каждый из названных приемов обладает специфическими художественными возможностями и средствами для выразительности, что влияет на образ фасада и на ряд композиционных моментов. Рисунок, размещенное на фасаде, подчеркивает форму здания, выделяя более важные элементы. Важной частью является определение того, в какой степени нанесенное рисунок и изменение формы влияют на видимость стеклянной перегородки и ее функциональные свойства. Особенно интересны проекты, выполненные с использованием нескольких техник, а также те, в которых была изобретена новая, которая позже копируется в других проектах. Мы постараемся привести убедительные аргументы в пользу использования художественного стекла на фасаде здания и послужить руководством для дизайнеров и инвесторов. В статье будут представлены примеры реализации, используемые на фасаде зданий, построенных за последние два десятилетия.

Введение
Включение художественного стекла в фасад здания оказывает значительное влияние на ряд аспектов его функционирования. Объем влияния определяется несколькими факторами: свойства используемых материалов, техника исполнения и форма поверхности. С помощью художественного стекла фасад влияет на восприятие здания, а также защищает от проходящего через него света. В своей работе архитектор и дизайнер фасадов стремятся достичь баланса между внешним видом и функциональностью окружения, определяют, выбирая технику исполнения, какой будет артикуляция в данном архитектурном пространстве. Поэтому они затрагивают несколько аспектов, не только визуальных, но и связанных с функциональными свойствами слоя.

1. Свойства материалов против художественной артикуляции

Важным моментом в художественной артикуляции являются визуальные свойства применяемых материалов. Независимо от материала, для стеклянного фасада важна именно прозрачность, так как она во многом определяет диапазон художественной артикуляции. Прозрачные материалы, такие как цветное прозрачное стекло, эмали и пленки, приспособлены для просмотра с подсветкой. При дневном свете изображения, составленные из таких материалов, проявляются внутри здания (рис. 1а), а после наступления темноты, когда они освещены внутри, их можно увидеть снаружи. Непрозрачные витражные эмали, патина и непрозрачное стекло приспособлены в основном для просмотра при фронтальном освещении, т.е. снаружи.

Рис. 1. Фасад, выполненный в технике трафаретной печати [1]: а) Подсвеченный спереди прозрачный материал, остекление с религиозной тематикой, церковь Святого Сердца Иисуса, Мюнхен (Александр Белещенко, Allmann Sattler Wappner Architekten, 2000); б) Рисунок с расстояния 0,5 м, освещение позади; в) Жилой и служебный комплекс Ботаника, Вроцлав, Польша (арх. Дзевоньски и Лукашевич, 2014), фрагмент фасада, вид и освещение спереди; г) Часть остекления, вид изнутри, подсветка сзади, фото Алины Липович-Будзыньской.

Поиск метода создания слоев с более широкой областью степени артикуляции привел к появлению нескольких стратегий создания слоев, которые можно рассматривать с обеих сторон, то есть независимо от того, освещаются ли они внутри или извне. Это позволяет изображению полностью визуально функционировать на фасаде как при взгляде снаружи, так и изнутри здания. Одним из способов формирования такого типа слоев является комбинирование в изображении материалов разной степени прозрачности. В настоящее время, благодаря использованию подходящих сред, материалы для трафаретной печати, несмотря на их непрозрачность, позволяют наблюдателю увидеть цвет на печатной поверхности, который виден как при освещении внутри, так и извне (рис. 1б,в). Цвет изображения является ключом к восприятию здания. При взгляде на фасад снаружи артикуляция изображения увеличивается за счет использования слоев с высокой яркостью. Белый и светлые цвета отражают свет (рис. 7), а это значит, что рисунок может восприниматься не только как часть архитектурного, но и городского фона. Когда используется один цвет, это фокусирует внимание зрителя на форме изображения, а также способствует использованию более простых средств, которые, в свою очередь, положительно влияют на интеграцию изображения с его архитектурным окружением.

Многоцветные изображения отличаются большим разнообразием и часто используются как часть нарратива. В цветных слоях, в зависимости от используемых цветов и степени прозрачности материалов, стеклянная перегородка действует как фильтр для проходящего через нее света и, уменьшая определенные полосы спектра, влияет на цвет света.

Рис. 2. Кафе Kendrew Quadrangle, Оксфорд, Великобритания (Александр Белещенко, MJP Architects, 2010): а) вид фасада изнутри; б) детали стеклянного покрытия, источник: [3], фото Александра Белещенко; в) явление радужности, наблюдаемое в дихроичных покрытиях, офисный комплекс La Defense Office, Алмере, Голландия, (UNStudio, 2004), фото Алины Липович-Будзыньской.

Помимо традиционных цветных слоев, создатели экспериментируют с трафаретной печатью с отражающими и дихроичными слоями. Использование экспериментальных слоев в фасадах возможно благодаря нанесению светоотражающих эмалей методом трафаретной печати. Когда окружение отражается в слое, создается визуальный коллаж с видом на пространство за ним (рис. 2а,б). В многослойных поверхностях он действует как слой, отражающий слой перед ним. Зеркала часто составляют основу многослойного стекла холодной заливки, используемого в качестве фона для остекления, выполненного с использованием других техник. Такое остекление выполняет роль облицовки. Зеркало отражает свет, падающий на остекление, осветляя полуматовый и полупрозрачный слой.

Стекло, покрытое дихроичным слоем, которое используется в художественных инсталляциях и решениях остекления, все более востребовано в фасадах зданий. Стекло локально изменяет цвета в зависимости от параметров освещения и положения наблюдателя относительно перегородки. Изменения цвета применяются к отраженному и проходящему свету, оно по-разному влияет на восприятие виртуального и актуального образа. Возникающие многоцветные отражения света являются результатом движения фазово-структурированных световых пучков, возникающих в тонких слоях, состоящих из оксидов металлов, ширина которых близка к длине световой волны. Лучи белого света, отражаясь в верхних и нижних слоях прозрачной поверхности, интерферируют друг с другом, в результате чего возникают цветовые переходы. Феномен постепенного изменения цвета поверхностей называется радужностью (рис. 2с) [4].

2. Техника выполнения
2.1 Ручная роспись по стеклянным поверхностям

Традиционная ручная роспись по стеклу выполняется в несколько этапов и позволяет создателю полностью контролировать рисунок. Сначала рисунок создается в масштабе 1:1 и переносится на стекло с помощью контурной краски. После обжига наносится один слой или несколько слоев пигментирующего материала. Для получения однородной поверхности нанесенную краску распределяют с помощью широкой кисти. Текстура слоя краски зависит в основном от метода нанесения, а также от степени и метода обработки, выполняемой после нанесения. Каждый неудавшийся слой можно стереть перед сжиганием; а если горение было завершено, его можно удалить пескоструйной обработкой. Тональные переходы достигаются аккуратным снятием лишних слоёв краски с использованием более широких кистей. После обжига каждого слоя процесс повторяется для последующих цветов, пока рисунок не будет пропитано каждым из них. Этот метод был разработан в ответ на необходимость разделения отдельных цветов, и с его помощью создатель может добиться фотореалистичного эффекта и четких, ярких цветов. Повторяя движения художника, нанесенный кистями вручную слой краски может быть очень выразительным (рис. 4в). Использование трафаретов создает на изображении характерный графический эффект (рис. 5).

Рис. 3. а) Фасад выполнен в смешанной технике; шелкография, стекло с ручным покрытием, расширение театра «Эмпайр», Ливерпуль, Великобритания (Martin Donlin, Ellis Williams Architects, 2002), б) крупный план, источник: [5], фото Мартина Донлина.

Рис. 4. Расписанный вручную фасад а) Вид на башню штаб-квартиры Glas + Räume GmbH, Нойенбекен, Германия (Александр Белещенко, 2010 г.), б) фрагмент раскрашенной вручную композиции, в) Hagener Feinstahl, Хаген, Германия (Тобиас Краммер, 1998), фото Алины Липович-Будзыньской.

Очень часто слой краски дополняет элементы, созданные с помощью трафаретной печати (рис. 3). В больших работах эмали не наносят слоем по всей поверхности, как в витражах. Часто закрывают часть стекла или создают структуру слоев краски, в результате чего получается рассеянный рисунок, а оставшаяся часть остекления остается прозрачной без какого-либо цвета (рис. 4б). На больших площадях применяют методы распыления. Аналогично работам аэрографическим методом, эмали и патины наносятся краскопультами или другими распылительными инструментами. С помощью этих методов можно получить постепенные переходы и однородные поверхности. После добавления подходящего медиума, эмаль или патина становятся достаточно плотными и позволяют получить более толстый слой, что также означает более интенсивные цвета.

Изображения, наносимые вручную, из-за множества этапов процесса имеют ограниченную площадь по сравнению с площадью всего здания. Сильная артикуляция, обусловленная декоративным характером изображения, формирует локальный эффект. Он используется для выделения важных элементов здания, таких как входы (рис. 3а), его углы (рис. 4б) и доминанты (рис. 4а). Он имеет декоративную функцию и, в зависимости от прозрачности используемых материалов и структуры изображения, также используется для закрытия обзора.

Рис. 5. Декоративная облицовка стен, выполненная вручную губчатыми трафаретами и аппликаторами, частный дом, Цюрих, Швейцария, (Александр Белещенко, 2008 г.) а) вид входной части, б) деталь остекления, источник: [6], фото Рафаэллы Сиртоли.

2.2 Трафаретная и цифровая печать

Графические техники в настоящее время являются наиболее часто используемыми способами нанесения эмали на фасадное стекло. Их высокая эффективность связана с возможностью многократно копировать рисунок, а затем использовать его для создания масштабных произведений, состоящих из повторяющихся элементов. Двумя наиболее часто используемыми методами являются трафаретная печать и цифровая печать.

Рис. 6. Двухцветная трафаретная печать, Университетская библиотека в Утрехте (Wiel Arets Architects Studio, 2004 г.): а) стеклянный фасад в сочетании с декоративными бетонными панелями, б) изображенный на стекле мотив папируса, в) растровая трафаретная печать, фото Алины Липович-Будзыньская.

Каждая техника имеет свои характерные особенности. Существует множество преимуществ трафаретной печати, таких как простота повторения в последующих итерациях и возможность выбора из множества различных материалов. С помощью подходящего носителя можно наносить широкий спектр эмалей разной степени прозрачности, а слой краски можно обрабатывать после обжига. Возможно нанесение красок, имитирующих металлические поверхности [8], которые дают отражающую поверхность или после обжига имитируют обработанные поверхности, матовые поверхности или поверхности с каплями воды. Основным ограничением трафаретной печати является сложность создания многоцветных слоев, поэтому он используется в основном в монохромных работах. Чтобы включить несколько цветов, нужно правильно подготовить рисунок и подготовить экраны, эмали нужно наносить в несколько слоев и каждый слой обжигать отдельно. В этой технике цветные слои краски должны точно ложиться друг на друга. Процесс калибровки требует предельной точности, чего трудно достичь с большими форматами. Для упрощения процесса трафаретную печать часто совмещают с ручным нанесением краски. После этого стекло подвергается термообработке.

Рис. 7. Двухслойное изображение, полученное методом трафаретной печати [7], Библиотека Котбусского технического университета (Herzog & de Meuron, 2004), а) вид здания с расстояния, б) вид фасада с расстояния 5 метров, в) визуальные помехи на фасаде с двойным остеклением, фото Алины Липович-Будзыньской.

В случае полноцветной печати требуется надлежащая подготовка. При этой технике рисунок строится из растра, что дает ряд визуальных и функциональных преимуществ. В трафаретной печати из-за высокой яркости наиболее часто используется эмаль белого цвета (рис. 7). А другой цвет, например черный, используется если требуется усиление защиты от солнечных лучей (рис. 6).

Применение трафаретной печати на фасаде связано с необходимостью составления изображения на остеклении из повторяющихся элементов. В результате получаются фасады простой структуры, украшенные основанным на одном и том же мотиве рисунком, используемом снова и снова в линейной форме (рис. 6а,б) или более сложной, где повторение трудно различить (рис. 7а,б). В двухслойных аранжировках, состоящих из рисунков, построенных из растра и расположенных в определенном порядке, можно увидеть графические процессы интерференции – это линейно-фигурные аранжировки, возникающие в результате наложения мелких элементов (рис. 7в). Рисунок меняется в зависимости от угла обзора, реагируя на положение наблюдателя относительно фасада.

Трафаретная печать, благодаря высокой эффективности, чаще всего используется на больших фасадных поверхностях и в полностью остекленных зданиях. Это позволяет оптимизировать потребление энергии внутри таких зданий. Применение масштабных застекленных фасадов в таких зданиях, как библиотеки, является одной из тенденций, наблюдаемых в современных проектах. Эта тенденция является результатом расчетов, связанных с сокращением использования электроэнергии для освещения. Технология обеспечивает максимальное проникновение дневного света, а также полное использование отработанного тепла для отопления зимой и вентиляции летом. Расстояние между двумя отдельными слоями стекла действует как буфер. Вентилируемая площадь стабилизирует температуру внутри здания, защищая внутреннее пространство от температурных колебаний, вызванных чрезмерным проникновением солнечных лучей в теплую погоду или резкими перепадами температуры, возникающими в результате быстрого охлаждения снаружи зимой. За счет буферной зоны между слоями стекла звукоизоляция, уменьшение солнечного света и защита от перегрева внутри помещений намного эффективнее по сравнению с однослойными поверхностями.

Рис. 8. Фасад, выполненный с помощью цифровой печати, а) Больница Гарлем, Нью-Йорк, США (Vertis Hayes, HOK Architects, 2013), источник: [9] фото Пола Уорхола, б) Отель в Канкуне, Мексика (Rockwell Group , 2012), источник: [10] фото Rockwell Group.

Благодаря цифровой печати возможно свободно использовать цвета и создавать монохроматические или многоцветные изображения. Можно использовать технологию шелкографии для создания разнообразного изображения без необходимости повторения одной последовательности, как в случае трафаретной печати. По этой причине его часто используют для переноса фигуративных рисунков, фотографий или даже репринтов произведений искусства (рис. 8). В зависимости от используемых технологий часто бывает трудно сделать точную копию. Также нередко качество поверхности оказывается ниже по сравнению с традиционно применяемыми витражными эмалями. Полученный таким образом цвет может быть менее интенсивным, и может быть трудно получить удовлетворительное качество прозрачных и полупрозрачных поверхностей. В настоящее время с помощью цифровой печати невозможно создать разные уровни прозрачности в одном изображении, как это можно сделать при ручной работе со стеклянными поверхностями.

При использовании цифровой печати можно получить непроницаемый равномерный слой (рис. 8а) или частичное покрытие эмалью (рис. 8б). Широкая доступность этой техники означает, что она используется для крупномасштабных проектов остекления. Сильная артикуляция, вытекающая из декоративного характера изображения, обеспечивает его мощное воздействие на окружение. Используется для выделения ключевых элементов здания. Его назначение – декоративное, а в зависимости от прозрачности используемых материалов и структуры изображения оно также выполняет функции защиты от солнечных лучей.

2.3 Методы высокотемпературной рельефной печати

Рельефные техники различаются по диапазону применяемых температур и полученному художественно-пространственному эффекту. К наиболее часто используемым методам относятся: литье в печи (рис. 9), фьюзинг и моллирование. Стеклянная перегородка, выполненная в рельефной технике, имеет отличительные свойства, которые можно использовать как в современной архитектуре, так и при адаптации исторических зданий. Рельефные проекты имеют характерную фактуру (рис. 9а), и каждая работа уникальна. Тонкий образ, возникающий из-за формы стекла (рис. 9б), видоизменяется по мере изменения направления света и угла обзора. То, что мы видим, является результатом наложения нескольких рисунков: на внешней поверхности стекла, а также отражения и преломления света на задней поверхности. В достаточно широких полупространственных стеклянных проектах мы имеем дело не только с рисунком, видимым на поверхности перегородки, но и с рисунком внутри стекла. Это захваченные пузырьки воздуха различных размеров, встречающиеся в стекле в виде округлых форм размером менее 1 мм. Они образуют органичные полосы в стекле. Существуют также пространственные формы внутри стекла, полученные в результате использования цветного стекла или красящих материалов (рис. 10).

Рис. 9. а) Устройство фасада, вид со стороны ул. Krawiecka, Justin Center, Вроцлав, Польша (Tomasz Urbanowicz, ARCH-E Biuro Pracownia, 2009): конструкция остекления, б) деталь, в) структура растрового изображения на стекле, Св. Агатий, часовня, Леннештадт (Тьерри Буассель, 2011), фото Алины Липович-Будзыньской.

Рельефные перегородки из бесцветного стекла используются для ненавязчивого разделения двух зон таким образом, чтобы не препятствовать свету, но в то же время пространство не было видно снаружи. В некоторых случаях свет, проходящий через стеклянный слой, визуально дублируется. При изготовлении такой перегородки важно подобрать стекло нужного типа и качества. Его чистота определяется в том числе низким содержанием соединений железа и отсутствием зеленоватого свечения, что особенно важно в проектах, характеризующихся значительным размахом.

Чаще всего рельефное стекло используется в интерьерах, однако известны архитектурные проекты, в фасаде здания которых выполнено рельефное остекление, несмотря на связанные с этим приемом недостатки. При помощи рельефных техник не удастся получить прозрачные слои. Стеклянная перегородка из чистого прозрачного стекла будет образовывать прозрачный и полупрозрачный слой в зависимости от величины деформации на поверхности стекла и глубины рельефа. Окрашивание производится с использованием высокотемпературных эмалей или оксидов металлов (рис. 10а). Для техники рельефа характерны утонченные средства воздействия на окружение. Интенсивность зависит от глубины рельефа, чистоты стекла, свойств проникающего в него света и угла обзора. Этот метод используются для создания абстрактных рисунков, а также реалистичных и фотореалистичных (рис. 9а,б) с использованием растра (рис. 9в). Перегородка, выполненная в технике рельефа, объединяет и модулирует проходящий свет, позволяя только частичную визуальную интеграцию пространства по обеим сторонам остекления.

Рис. 10. Красочный фасад, выполненный в технике моллирования, здание Нидерландского института образа и звука, Хилверсюм, (Neutelings Riedijk Architects, 2006): а) вид на корпус здания, б) крупный план, фото Алины Липович- Будзинская.

2.4 Многослойное стекло

Техника ламинирования — это метод, при котором сочетаются как минимум два слоя стекла с использованием промежуточного слоя, обычно из пленки (PVA или PVB) или смолы. Основной задачей получившегося стекла (триплекса) является повышение механической прочности и обеспечение безопасности в случае повреждения или разбивания. Эта техника используется уже около 30 лет для создания проектов художественного остекления [13]. Процессом ламинирования можно соединять стекло, пленку и другие материалы с особыми характеристиками. Одной из причин, по которой триплекс применяется в художественном стекле, является защита художественных слоев. Применяется, когда подверженные повреждениям стеклянные поверхности непосредственно покрыты цифровой печатью или когда необходимо защитить слои пленки с рисунком на них. Процесс ламинирования стекла также включает методы, в которых используются бесцветные и многоцветные химически связанные смолы. Залитые между двумя слоями стекла вещества соединяются, создавая уникальные художественные эффекты (рис. 10). Зазор между двумя листами заделывается самоклеящейся лентой. В пространство между слоями стекла могут быть помещены дополнительные компоненты, например, кусочки стекла или пленки.

Многослойное стекло применяется как на фасадах зданий, так и в интерьерах. Используется для создания многослойных интегрированных поверхностей. Метод создания триплекса является единственными, которые позволяют соединять различные материалы, такие как стекло, пленка и смолы. При ламинировании методом «холодной заливки» можно сделать набор рисунков из вырезанных кусочков витражного стекла (рис. 10б), что означает отсутствие необходимости применения витражной техники, а значит, можно избежать видимой полоски свинцового блика или необходимости делать двухсторонний слой, который виден как на фасаде, так и в интерьере. Методы холодного ламинирования можно использовать для создания художественных эффектов переплетения цветов или создания рисунков на основе «контролируемой случайности» (рис. 10а). В предоставленном исследовательском материале можно найти только абстрактные проекты; однако этот метод облегчает нанесение элементов композиции с использованием отпечатков на пленке и, следовательно, размещение фотореалистичных элементов. (Рисунок 11)

Рис. 11. а) Пример использования техники ламинирования хемореактивными смолами, Кэнэри-Уорф, Лондон, Великобритания (Александр Белещенко, 2002 г.) источник: [14], фото Александра Белещенко, б) Крупный план одной из стен, аэропорт Нью-Индианаполис, Индианаполис, США (Martin Donlin, HOK, 2008) источник: [15], фото Мартина Донлина.

Вывод

На основе собранного материала можно сказать, что художественная ценность остекления играет важную роль в артикуляции образа в архитектурном пространстве. Этими ценностями являются: его форма, динамика, композиция и цвета, а также способы воздействия изображения на окружающую среду, возникающие в результате выбора правильной техники и стратегии формирования перегородки.

Выбор приемов оказывает принципиальное влияние на художественную ценность изображения, формирование его свойств, а также на то, как оно будет визуально функционировать с соседим пространством.

Каждая из техник имеет индивидуальный способ применения, стратегию построения прозрачности и особый набор художественных средств. Поэтому все они по-разному влияют на артикуляцию образа.

Каждая из техник связана с определенным способом воплощения изображения, то есть с определенным способом составления слоев стекла с особой художественной формой. Некоторые методы чаще используются для создания повествовательных рисунков (например, трафаретная печать или цифровая печать), в то время как другие (например, многослойное стекло, стекло с покрытием вручную) облегчают создание абстрактных рисунков.

Определенные приемы создания художественного стекла позволяют одновременно решать и утилитарные задачи. Например, покрытый пигментирующими материалами, эмалями или патинами стеклянный фасад обеспечивает защиту от чрезмерного проникновения солнечных лучей и перегрева здания.

Внешний слой с рисунком, составленным из мелких элементов, активно участвует в обеспечении светопрозрачности, одновременно формируя характер визуальной интеграции между интерьером и экстерьером здания. Прозрачность фасада зависит от размера элементов, плотности печати и количества слоев.

Составив фасад из нескольких отдельных слоев стекла или используя двустороннюю печать можно добиться эффекта пространственного слоя. В таких слоях часто можно наблюдать явления визуальной интерференции. Промежуток между листами стекла может использоваться как буферное пространство для здания.

Список литературы

[1] Э. Магес, «Письмо в современной сакральной архитектуре. Мечеть в Пенцберге в сравнении с синагогой Охель Якоб и церковью Герц-Иезу-Кирхе в Мюнхене», Herbert Utz Verlag, Мюнхен, стр. 73-74, 2013.

[2] Х. Дескоттс, К. Рамос, «Проектирование архитектурного освещения с использованием света и пространства», Princeton Architectural Press, Нью-Йорк, стр. 30, 2011.

[3] Белещенко [Электронный ресурс] 2018. URL: http://www.beleschenko.com/kendrew-quad-cafe/37pab0oxz0ec3jpu2l5i20gd3hv162 [дата обращения: 17.08.2018].

[4] Медоуз М., Батлер М., Морхаус Н., Тейлор Л., Туми М., «Радужность: взгляды с разных сторон», 2009 г.

[5] Мартин Донлин, The Empire Theater [Электронный ресурс] 2018. URL: http://martindonlin.com/portfolio/the-empire-theatre [дата обращения: 16.12.2020].

[6] Белещенко [Электронный ресурс] 2018. URL: http://beleschenko.com [дата обращения: 15.12.2018].

[7] А. Лаубе, М. Видриг, «Архиграфия: надписи на зданиях», Биркхойзер, Базель, стр. 124, 2016.

[8] Kplus, Компонентная программа для трафаретной печати [Электронный ресурс] 2020. URL: http://kplusl.com.pl/sitodruk/ceramika-i-szklo/farby-ceramiczne-do-zdobienia-szkla [дата обращения: 22.07.2020], на польском языке.

[9] Dip-tech, harlem Hospital [Электронный ресурс] 2021. URL: https://www.dip-tech.com/about/projects/27-projects/167-harlem-hospital [дата обращения: 21.04.2021].

[10] Dip-tech, секрет лозы [Электронный ресурс] 2021. URL: https://www.dip-tech.com/about/projects/27-projects/174-vines-the-secret [дата обращения: 02.04.2021].

[11] Б. Эдвардс, «Устойчивое развитие как движущая сила проектирования современных библиотек, библиотечные тенденции», опубликовано издательством Университета Джона Хопкинса, том 60, номер 1, стр. 169, 2011 г.

[12] А. Краушар. «Laminacja szkła», Świat Szkła2/2013, http://www.swiat-szkla.pl/kontakt/7027-laminacja-szka.html [дата обращения: 25.04.2021], (на польском языке).

[13] А. Моор. «Цвета архитектуры», издательство Octopus Publishing Group, Лондон, стр. 68, 2006 г.

[14] Белещенко, Canary Wharf [Электронный ресурс] 2018. URL: http://www.beleschenko.com/canary-wharf [дата обращения: 15.12.2018].

[15] Мартин Донлин, аэропорт Индианаполиса [Электронный ресурс] 2021 г.